У многих современных свадебных традиций очень старинные (а иногда и странные) корни. И конечно хорошо бы не просто слепо следовать традиционным обрядам и обычаям, а понимать и осознавать смысл и приемлемость для себя той или иной традиции.

Если верить работникам ЗАГСов, лето — самый активный свадебный сезон. Хотя на самом деле, раньше летом никто не выходил замуж: некогда было праздновать, ведь было много работы и в поле, и на огороде. Сезон свадеб начинался осенью, когда полевые работы были завершены.

В дохристианский период женились ранней весной, когда все живое пробуждалось от зимнего сна и стремилась к зачатию. Поэтому именно этот период года считался самым благоприятным временем для образования новой семьи. С приходом Христианства эта традиция изменилась, ведь пост, выпадающий на это время, запрещал всяческие увеселения и гулянья.

На Украине в свадебных обрядах долгое время преобладали народные традиции. Некоторые из них настолько древние, что и сейчас им нелегко найти объяснение. Например, традиция выливать вино и разбивать бокал «на счастье» берет начало еще с верований в Бога-Солнце, то есть с языческих времен. Выливая напиток, мы подсознательно приносим жертву Солнцу, а бокал разбиваем, потому что ни один смертный не смеет пользоваться чаше, из которой пило Солнце.

Свадебное действо начиналось со сватанья. Старостами выбирали уважаемых пожилых людей с «хорошо подвешенными» языками, ведь от их красноречия часто зависело, уйдет жених с «гарбузом» или с рушниками. Женихались, как правило, к односельчанкам. Когда же жениху отказывали все девчата на селе (бывало и такое!), старосты отправлялись «на охоту» в соседние села. Поэтому хаты, где жили девушки на выданье, ярко раскрашивались — для заезжих старост это был прекрасный ориентир. Хотя посвататься к парню могла и девушка. Случалось это, когда парень ее обманул. Для девушки эта традиция была спасением, потому что «дать гарбуза» дивчине считалось недопустимым. За народной традицией, брак мог также спасти приговоренного к смерти.

Существовал также обычай кражи невест: таким способом можно было заполучить себе и достаточно богатую девушку. Главное для злодея — не меньше суток скрывать свою добычу. Далее он был просто обязан жениться на девушке (конечно, ели она захочет). Иначе — пропала его головушка!

Засватанные молодые вскоре обручались: обменивались кольцами. С этого момента молодой мог ночевать в доме невесты. Существует предположение, что так называемый ныне гражданский брак существовал раньше на Украине и назывался пробным. На так называемых вечерницах девчата подночевывали вместе с парнями. Церковь ужасно противилась такой распущенности. На самом деле, на основной территории Украины девственность девушки была необходимой в последующем свадебном обряде.

Свадьба начиналась в хате каждого из молодых. Когда молодой отправлялся за молодой, по дороге его могли остановить (и не один раз!), требуя выкуп за молодую: приходилось откупаться символической суммой или угощеньем. Торги продолжались и во дворе молодой — откуп требовала еще и семья невесты. После этого отправлялись праздновать в дом молодого. Чтобы были богатые, молодых посыпали перед отъездом зерном (теперь добавляют еще и конфеты — чтобы жизнь была сладкой, и мелкие монеты).

Все течет, все меняется… Иные времена, иные традиции. Но, как это не странно, свадебные традиции практически не меняются. Лишь некоторые молодожены предпочитают вносить какие-либо новшества, а, порой, и вовсе, отходят от признанных канонов. Однако не даром ведь столетиями молодожен благословляют хлебом-солью или, скажем, посыпают конфетами и деньгами. В каждом из ритуалов заложен таинственный смысл, секреты которых мы и постараемся раскрыть.

Рушник — украшенное вышивкой полотенце — непременный атрибут всех народных праздников и обрядов; он в прямом смысле сопровождал человека от колыбели до могилы. Рождество, масленица, Троица — ко всем этим праздникам шились и вышивались рушники. Особенно много их готовили к свадьбе, ведь по старинному народному обычаю невеста должна была одарить каждого гостя рушником, вышитым собственноручно. Кроме того, существует красивый обычай, когда родители встречают молодоженов «весільним караваем», преподнося им его на рушнике. Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Ароматный каравай на столе означал постоянную готовность к приёму гостей. Был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Ломоть хлеба клали в колыбель для защиты младенца, брали с собой в дорогу — чтобы охранял. Буханка хлеба, каждый кусок и даже крошка воплощали судьбу человека. Считалось, что от обращения с ними зависят сила, здоровье и удача. К хлебу всегда относились трепетно, с уважением. Его сажали в печь в тишине. Пока он там находился, громко не разговаривали, не мели пол. В противном случае он «испугается», начнет «капризничать» и не удастся. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом — КАРАВАЕМ! Жених и невеста должны откусить от каравая по кусочку, не касаясь его руками. Считается, что, кто откусит больший кусок, тот и будет главой семьи. Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины — символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви. Давая обет верности, друг другу, молодые обмениваются кольцами.

«Шишки»- это такие булочки, которые раздают гостям. Эта традиция пришла из Западной Украины. На воротах дома, где проходила свадьба, вешалась гилка (ветка ели) и ее, приходящие гости, должны были чем-то украсить: подвязать ленточку, повесить шишку, игрушку. Когда все гости собирались, гилку снимали и шли процессией с ней по селу. Чем богаче была украшена гилка, тем больше самодовольства это вызывало у родителей жениха и зависти у соседей. Когда же гости расходились, каждый должен был забрать с собой одну из «шишек». Чем меньше «шишек» оставалось на елке, тем дольше должны были прожить вместе молодожены. Со временем, этот обряд переродился в раздачу специально испеченных «шишек» гостям уже уходящим с праздника, чтоб все их забрали домой и не одной не оставили молодым.

Обычай похищения невесты существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на Руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю, и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

Воровство туфельки. Раньше туфельку не воровали. У невесты просили померить туфельку её незамужние подружки. И когда примерка заканчивалась, та девушка, которой туфелька была впору, просила жениха выкупить обувку своей жены за определённую плату. Таким образом, проверялось насколько состоятелен и богат был жених. Подружек невесты или обсыпали конфетами, или награждали подарками, или слёзно просили вернуть туфельку «за просто так». Туфельку обязательно возвращали невесте, но этот момент был очень важен для жениха. О нём ещё долго говорили после свадьбы: богатый он или бедный, добрый или злой, щедрый или скряга. Выкупом за туфельку традиционно считались конфеты, пряники и ленточки. Ведь на Украине ленточки в косах носили только незамужние девушки.

Считается, что бросание свадебного букета — это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. Но и на Украине существовала подобная традиция. Невеста передавала свой праздничный цветочный венок (в будущем, превратившийся в фату) дружке, которая, по идее, должна была следующей выходить замуж; позднее появился обычай, бросать венок в толпу девчат. Та девушка, которая поймала венок, считалась претенденткой на роль следующей невесты. В течение года должна была состояться следующая свадьба. Если девушка не хотела замуж, то она и не выходила в строй невест-претенденток.

Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Аналогично, по примете женится первый тот, кто ее поймает. Снимать подвязку можно разными способами — незаметно под столом или навиду у гостей — руками или зубами. Если для вас этот обряд — чрезмерно откровенный, можете снять подвязку и наедине, во время первой брачной ночи в интимной обстановке.

Существует старинная английская примета, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое («something old and something new, something borrowed and something blue»). Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты и её прошлым. Многие невесты одевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность или свадебное платье своей мамы или бабушки. Что-то новое символизирует удачу и успех в новой жизни невесты. Свадебное платье обычно бывает чем-то новым. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом, если их помощь понадобится. Что-то типа кружевного носового платочка может быть использовано здесь. Что-то голубое или синее это символ лояльности и верности. Обычно это подвязка. Серебряная монетка подкладывается в туфельку невесты, чтобы пожелать невесте богатства.

Один из самых древних и красивых украинских свадебных обрядов. Только раньше снимали не фату, а свадебный веночек с лентами и расплетали девичьи косы (отсюда название обряда — «расплетание невесты»). На большей части Украины фату с невесты снимает свекровь, хотя в некоторых регионах это может делать и жених. После того как фата снята, невесте повязывают голову «хусткою» (платком) и невеста прощается со своими незамужними подружками в ритуальном танце, прикрывая подружкам голову свадебной фатой. Обряд символизирует переход из девичества во взрослую жизнь и смысл заключается в том, что «нарічена» признаётся мамой жениха полнокровной хозяйкой в доме новобрачных.

Это далеко не полный перечень всех существующих на территории Украины традиций. В каждом регионе что-то свое. Что-то, что придает свадебному действу некий колорит, некое таинство. Без всех этих обрядов жизнь была бы скучна, а сам праздник не мил. Однако во всей свадебной кутерьме главное помнить про основное – чувства друг друга.